Выставка «В поисках античного Боспора».

Капитель с рельефом в виде цветов арацеи, волют и пальметт Известняк. Пантикапей. IV в. до н.э.
Серьга в виде фигурки птицы в головном уборе Золото, альмандин, эмаль. II в. до н.э.
Одноручный сосуд Синее стекло. Восточное Средиземноморье, I в.
Терракотовая статуэтка: стоящий Геракл Глина. Пантикапей (в малоазийской матрице?). III в. до н.э.
Алабастр Стекло. Конец VI – начало V в. до н.э.
Выставка к 150-летию М.И. Ростовцева.
Дата и время мероприятия: 
с вторник, 27 октября, 2020 (Весь день) по воскресенье, 8 ноября, 2020 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже, в рамках международного конгресса «Дни антиковедения в Петербурге» (26 – 31 октября), объединяющего исследователей истории и искусства античного мира, работает выставка-превью – «В поисках античного Боспора. Предисловие».

Экспозиция приурочена к 150-летию одного из выдающихся мировых историков первой половины XX века, представителя русской классической школы антиковедения и русской школы науки в эмиграции – Михаила Ивановича Ростовцева (1870 – 1952). Выставка раскрывает страницы творческой биографии блестящего археолога, филолога, эпиграфиста, папиролога и знатока искусства.

С научными интересами учёного знакомят более 80 экспонатов из собраний Государственного Эрмитажа, Научного архива Института истории материальной культуры РАН и Санкт-Петербургского филиала Архива РАН.

Михаил Иванович Ростовцев принадлежал к лучшим представителям русской интеллигенции начала XX столетия, он был связан тесными узами со многими выдающимися русскими учеными, писателями, поэтами, художниками – И.А. Буниным, А.А. Блоком, А.И. Куприным, В.В. Набоковым, К.А. Сомовым, А.Н. Бенуа.

До революции М.И. Ростовцев преподавал в Царскосельской Александровской гимназии, на Высших женских (Бестужевских) курсах и на кафедре классической филологии в университете, где с 1904 по 1918 годы занимал должность профессора. В 1917 году Михаилу Ивановичу было присвоено звание действительного члена Академии Наук.

Научные интересы М.И. Ростовцева в этот период были сосредоточены преимущественно на античном периоде истории юга России, следах античной цивилизации на территории Российской империи, истории Причерноморья как места пересечения и взаимодействия эллинов и варваров, вопросах истории и культуры античности. Важнейшим вкладом в историю античности и проблем развития цивилизаций стали исследования, посвященные экономической истории Древней Греции и Рима. В это время Михаил Иванович участвовал в археологических исследованиях и работе экспедиций в Крыму.

Революция 1917 года навсегда изменила жизнь М.И. Ростовцева. Судьба сложилась так, что после отъезда в июне 1918 года в зарубежную научную командировку от Академии наук, Михаил Иванович оказался в эмиграции. Он работал в Оксфордском университете в Англии, а затем более 30 лет жил в США, где сначала преподавал в Университете Висконсина (1920 – 1925), а позже был приглашен в Йельский университет. Там с 1939 по 1944 годы он был директором Центра археологических исследований. Потеряв Родину, друзей и близких, Михаил Иванович сумел выстоять и завоевать за рубежом уважение, славу и мировое признание. Влияние Ростовцева на развитие американской исторической науки было весьма значительным, он воспитал целую плеяду известных антиковедов, папирологов, археологов. Академии различных стран присвоили Ростовцеву звание иностранного члена. С именем Михаила Ивановича связано такое значительное событие в истории мировой науки, как исследование Дура-Европос – древнепарфянского города в Сирии – и публикация найденных там богатейших материалов.

Научное наследие М.И. Ростовцева велико. Только в России им было написано более 300 научных работ, среди которых «Kolonat» (1909), «Античная декоративная живопись на юге России» (1913 – 1914), «Эллинство и иранство на юге России» (1918), «Скифия и Боспор» (1918, книга была опубликована в 1925).

Открывает выставку в Эрмитаже раздел, посвященный археологической деятельности Ростовцева, который знакомит с документами, фотографиями и другими архивными материалами, повествующими о жизни и деятельности одного из крупнейших деятелей русской классической школы антиковедения рубежа двух минувших столетий. Издания, ставшие первыми публикациями археологических находок, соседствуют с памятниками культуры и искусства, опубликованными в них. Таковы, например, знаменитые «Пантикапейские Ниобиды», найденные в некрополе столицы Боспорского царства, посвященная им книга С.А. Жебелёва, одного из старших коллег Ростовцева, увидевшая свет в 1901 году, и предоставленная Санкт-Петербургским филиалом Архива РАН фотография самого автора этого интереснейшего исследования, одного из хрестоматийных трудов по истории памятников античного искусства, открытых на боспорской земле.

Выставка знакомит зрителя с архитектурой и скульптурой Боспора, надгробными рельефами и произведениями глиптики, хранящимися в собрании Эрмитажа.

Наряду с находками из римских некрополей Пантикапея и жемчужины Боспора города Нимфея (терракотовыми и гипсовыми украшениями деревянных саркофагов, стеклянными и глиняными сосудами), на выставке показаны предметы из обнаруженной М.И. Ростовцевым в 1911 – 1912 году катакомбы (в 1973 году вновь найденной и вторично раскопанной Нимфейской экспедицией Эрмитажа). Среди находок – золотая индикация императора Галлиена и листки золотого погребального венка, а также фрагменты сосудов из глины и стекла, которые дополнены фотографиями самой необыкновенной находки из Ростовцевской катакомбы – вырезанных в скальных стенах погребальной камеры рельефов, изображающих богиню Афину, Пана и Силена. Искусство портрета на Боспоре иллюстрируют бронзовый бюст царицы Динамии, золотой перстень с портретом Митридата VI Евпатора и другие хорошо известные памятники.

Стенные росписи знаменитой керченской гробницы, известной под названием «Склеп Сорáка», представлены их отсканированными изображениями из собрания Научного архива ИИМК РАН, а археологические находки – рельефами из группы Ниобид, найденными в некрополе Пантикапея, ювелирными изделиями, терракотовыми статуэтками и сосудами из глины и стекла. Экспозиция включает предметы из частных коллекций А.А. Бобринского, А.В. Новикова и Ю.Х. Лемме, приобретённые Императорским Эрмитажем в годы активной деятельности М.И. Ростовцева и пополнившие его собрание в 1886–1900 годах. Особое место на выставке занимает экземпляр выдающегося научного труда М.И. Ростовцева «Античная декоративная живопись на юге России» с атласом (1913 – 1914). Этот экземпляр книги, преподнесенный императору Николаю II, хранится в Научной библиотеке Государственного Эрмитажа и принадлежит к числу самых ценных изданий, входящих в книжное собрание музея.

К названию выставки не случайно добавлено слово «Предисловие» – это пролог масштабной экспозиции «В поисках античного Боспора. К 150-летию М.И. Ростовцева», запланированной на осень 2022 года. На этой выставке будут представлены археологические находки и уникальные графические и живописные работы, связанные с причерноморскими древностями. Среди них акварельные рисунки, выполненные со стенных росписей боспорских склепов, большинство которых до настоящего времени не сохранились. Впервые будут показаны уникальные по исторической и художественной ценности работы выдающегося рисовальщика – академика Фёдора Солнцева, которые предоставит Оружейная палата Музеев Московского Кремля. На этих листах сохранились в удивительно точном и ярком исполнении всемирно известные находки из кургана Куль-Оба, воображением художника воссозданы сцены с участием легендарных скифов в реконструированных костюмах и многое из того, что сегодняшняя научная фиксация археологических объектов просто не предполагает. Причерноморские древности и произведения искусства XIX столетия, которые будут показаны в залах Эрмитажа, наполнят их атмосферой эпохи, пронизанной обаянием античности, позволяя зрителю проникнуться духом того необыкновенного и во многих смыслах неповторимого времени.

Выставка-превью подготовлена Отделом античного мира Государственного Эрмитажа под руководством заведующей отделом, кандидата искусствоведения, Анны Алексеевны Трофимовой.

Куратор выставки – Надежда Константиновна Жижина, старший научный сотрудник Отдела Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук.

Материалы из архива: