Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля.

Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля.
Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля.
Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля.
Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля.
Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля.
Экспозиция, насчитывающая около 70 произведений, посвящена творчеству крупнейшего мастера французского гравированного портрета Робера Нантейля (1623–1678).
Дата и время мероприятия: 
с суббота, 16 апреля, 2022 (Весь день) по воскресенье, 17 июля, 2022 (Весь день)
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

В Государственном Эрмитаже представлена выставка «Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля» из собрания музея.
Экспозиция, насчитывающая около 70 произведений, посвящена творчеству крупнейшего мастера французского гравированного портрета Робера Нантейля (1623–1678). Ему удалось создать особую систему гравирования на меди с возможностью выполнения портретов большого размера. Как при жизни, так и в наши дни, он почитается выдающимся мастером в резцовой технике. Резцом Робера Нантейля запечатлены образы высшего духовенства, государственных министров, членов парламента, военачальников, – они иллюстрируют XVII век необыкновенным искусством портрета и дают наглядное представление не только о внешности отдельных личностей, но и об облике общества того времени в целом.

Сферой деятельности Робера Нантейля в период правления молодого Людовика XIV был неизменно востребованный во все времена жанр портрета, дававший модели возможность украсить им свой род и надолго сохранить имя. Уровнем своего дарования и творческого потенциала Нантейль задал образец той художественно-технической высоты, который на долгое время сделался эталонным и оказал неоспоримое воздействие не на одно поколение работавших в этой области граверов. Робер Нантейль, блестящий рисовальщик, гравировал преимущественно по собственным оригиналам. Он обладал бесценным для портретиста даром передавать сходство и достойную импозантность, столь важную в эстетике внешности. Благодаря этим качествам он занял лидирующее положение, вызвавшее огромный спрос на его работы в среде самых именитых заказчиков. Его творчество на протяжении долгого времени продолжало оставаться примером, он приобрел известность не только во Франции, но и за ее пределами. Портрет Робера Нантайля, исполненный Жераром Эделинком, был включен вместе с биографическим очерком в элитное издание Шарля Перро «Les Hommes Illustres», посвященное знаменитым французам XVII столетия.

В 1658 году, через десять лет после переселения из Реймса в Париж, Нантейль получил звание и придворную должность ординарного рисовальщика и гравера короля. После восшествия на престол Людовика XIV на Робера. Нантейля была возложена обязанность исполнения портретов короля, печатавшихся большими тиражами. Это не только принесло ему ощутимые привилегии, но и дало возможность сделать блестящую карьеру и стать признанным мастером портрета. Существенной приметой созданных им работ является строгий лаконизм их внешнего декоративного оформления или обрамления, который вошел в традицию и приобрел критерий классического. Едва ли не бо́льшая часть гравированных им портретов использовалась для иллюстрации представлявшихся на публичное обсуждение научных тезисов. Немаловажным свойством неординарной личности Нантейля–портретиста была его способность легко входить в непринужденную беседу с «моделью», что помогало не только расположить ее к себе, но и полнее почувствовать, рассмотреть истинную сущность изображенного на портрете персонажа в наиболее характерном эмоциональном состоянии. Дарование Нантейля блестяще реализовалось в изображениях незаурядных героев его времени – знаменитых полководцев Тридцатилетней войны, предводителей Фронды, крупнейших церковных иерархов, выдающегося государственного деятеля Франции Жан-Батиста Кольбера, могущественного министра Джулио Мазарини и, наконец, самого Людовика XIV и членов его семьи.

Эта выставка – первая монографическая экспозиция работ Робера Нантейля в Эрмитаже. Она представляет лишь часть собрания, насчитывающего более ста пятидесяти его эстампов. При отборе гравюр для экспозиции, вместе с учетом их художественных достоинств, было важно познакомить зрителя с обликом наиболее крупных и, вероятно, хорошо знакомых личностей, вошедших в историю Франции столь яркой эпохи.

Выставка подготовлена Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. Куратор выставки – Ниёле Казимировна Масюлионите, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022), автор текста – Н.К. Масюлионите.

Материалы из архива: