Архитектор Эдуард Львович Ган.

Выставка
Даты: 
с 6 июля 2017 по 8 октября 2017
Музей
Петергоф
Адрес: 
Петергоф
Парк Александрия
Санкт-Петербург
Россия

В парке Александрия открыта стендовая выставка «Архитектор Э.Л. Ган. К 200-летию со дня рождения», приуроченная к юбилею академика архитектуры Эдуарда Львовича Гана (1817-1891). Архитектурная графика, акварели, уникальные фотографии и открытки из фондов музея-заповедника «Петергоф» расскажут о семье Эдуарда Гана, основных вехах его профессиональной биографии, позволят оценить масштаб вклада архитектора в формирование образа городского пространства и исторических парков Петергофа.
«Служение Петергофу» – под таким девизом сложилась творческая жизнь выдающегося архитектора эпохи историзма Эдуарда Гана. Пройдя путь от «каменных дел мастера» до академика архитектуры (1857), Ган оставался верен своей второй родине. «Петергоф – твоя тайная возлюбленная. Она видит тебя чаще, чем я», – говорила супруга архитектора Кристина Елизабет фон Лемониус. Жилые и общественные здания, дачи знаменитых петербуржцев и культовые сооружения – проекты Гана во многом определили облик дореволюционного Петергофа, уютного уездного городка с регулярной застройкой европейского типа.
Около 50-ти лет Эдуард Ган проработал в царской резиденции, сначала смотрителем, затем комиссаром «Собственной Ее Императорского Величества дачи Александрия». Он участвовал в строительстве царских дворцов, руководил реставрационными и инженерными работами. По чертежам и проектам зодчего деликатно возводились малые архитектурные формы – от павильонов и беседок до служебных корпусов, караулок и мостов. Они придали ансамблю законченность и особое очарование.
Судьба предоставила архитектору шанс реализовать свой самостоятельный проект в знаменитом Нижнем парке Петергофа. В 1860-е годы Ган проектирует каменное здание Банного корпуса дворца Монплезир с системой лечебных контрастных ванн. В 1883 Ган становится главным архитектором Петергофа и пребывает в этой должности до конца своих дней.
Время и события XX века не пощадили архитектурное наследие Гана. О многих памятниках зодчего возможно судить лишь по архивным материалам. В коллекции Петергофа хранятся более 200 авторских рисунков и чертежей Гана – наиболее ценные представлены на выставке. Экспозиция символично разместилась недалеко от Фермерского дворца в парке Александрия, где началась история любви архитектора и города длиною в целую жизнь.

На протяжении нескольких лет в парке Александрия ведутся работы по воссозданию малых архитектурных форм. К числу последних относится установка уличных фонарей на территории, прилегающей к Фермерскому дворцу, и расстановка на аллеях парка садовых деревянных диванов.
Электрические фонари на собственной императорской даче появились вскоре после электрификации Александрии в 1908 году. Это были высокие фонарные столбы на чугунных тумбах с клеймом производителя – завода Ф. Сан-Галли. До появления электричества территория Александрии освещалась невысокими газовыми фонарями, расположенными на уровне вытянутой руки. В начале XX века этот тип светильников также стал электрическим. Во второй половине прошлого столетия все старые фонарные столбы с территории парка исчезли.
В настоящее время ООО «ВОЗНАР-ЛиК» воссозданы 8 фонарей первого типа и 4 фонаря второго типа. В реконструкции высоких электрических фонарей использовались сохранившиеся архитектурные фрагменты – пять тумб с клеймом завода Ф. Сан-Галли, случайно найденные в 2011 году на территории бывшего часового завода «Ракета».
Возрождению исторического облика Александрии способствует также появление на парковых дорожках деревянных диванов в готическом стиле. Данные садовые скамьи украшали парк и служили приютом для отдыха на протяжении всего XIX века, о чем свидетельствуют акварели и фотографии того времени. В 2014 году у Фельдъегерского домика появились первые две скамьи, изготовленные и подаренные ГМЗ «Петергоф» ООО «Матис». В 2017 году на средства ББР Банка Санкт-Петербурга эта же фирма выполнила еще шесть диванов.
Новые садовые скамейки выполнены в рамках проекта ГМЗ «Петергоф» «Подари скамейку», призванного продолжить воссоздание исторически достоверного облика парка «Александрия». С условиями установки скамеек можно познакомиться на официальном сайте музея- заповедника. На каждой новой скамейке будет отражено имя организации, на средства которого выполнена скамейка.
Фонарные столбы и садовые скамьи дворцово-паркового ансамбля «Александрия», повторяющие свои исторические прототипы, придают достоверность и особый шарм художественному облику бывшей императорской дачи.