Обитель милосердия.

Даты проведения: 
с 9 октября 2015 по 16 января 2016
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

На 3-ем этаже Зимнего дворца открыта выставка «“Обитель милосердия”. Искусство тибетского буддизма».
На ней представлено около 350 произведений VIII – начала XX веков из собрания Государственного Эрмитажа.
Среди предметов, большинство из которых экспонируются впервые, – буддийская скульптура, живописные произведения (тангка), среди них мандалы, изображения для астрологических ритуалов, ступы, ритуальные предметы, гау-реликварии, цаца. Особого внимания на выставке заслуживает единственная эрмитажная бонская статуэтка – это уникальная фигурка божества религии бон, которая являлась основной до создания тибетского государства в начале VII века и занимала главенствующие позиции в Тибете вплоть до XIII в. Бонских произведений сохранилось намного меньше, чем традиционной пластики и живописи.
Основу собрания тибетского искусства составляют коллекции, сформированные в начале XX века выдающимися исследователями Центральной Азии Э. Э Ухтомским, Ю. Н. Рерихом, П. К. Козловым и другими. В целом эрмитажное собрание насчитывает более 3500 экспонатов.
Тибет считается местом, где пребывает Авалокитешвара, бодхисаттва милосердия. Согласно легендам, именно под его покровительством здесь была создана особая духовная культура, а сам Тибет стал своего рода «обителью милосердия», центром буддийской культуры для всего мира.
Буддизм начал распространяться в Тибете в VII веке и проникал сюда через Непал, Индию, Китай и Восточный Туркестан. Искусство этих регионов оказало значительное влияние на формирование художественных традиций Тибета – буддизм принес новые представления о совершенной красоте божеств и строгие иконографические каноны изображений. Но мастера, соблюдая иконометрию, по-своему переосмысляли образы божеств, вводили этнические черты в лики и добавляли национальные особенности в декоративные детали.
В тибетском искусстве божество, цвет его тела, поза, жесты и украшения – все имеет определённое значение, понятное каждому адепту и предписанное иконографическими и иконометрическими канонами, а также структурой буддийского пантеона. Зачастую тибетская живопись и скульптура создавались и для простых неграмотных людей, но которым был понятен этот набор символов.
Скульптура в коллекции Государственного Эрмитажа соответствует разрядам буддийского пантеона – учители, Будды, бодхисаттвы, женские божества, идамы, дхармапалы, дакини, локапалы, низшие божества. Для каждого разряда существует своя особая иконография. Например, Будда Шакьямуни имеет тридцать два больших и восемьдесят малых отличительных признаков, таких как стройное тело, золотистый цвет кожи, широкие и округлые плечи. Кроме внешних признаков Будду отличают жесты рук (мудры) и поза, в которой он находится (асана). На выставке примечательна скульптура Будды Шакьямуни IX-X веков. Данная статуэтка изображает Будду стоящим в позе трибханга с изящным S-образным изгибом тела. Подобная иконография характерна для раннего искусства Гандхары – Будда держит правую руку перед грудью в жесте защиты и бесстрашия (абхая-мудра). Согласно легенде, этим жестом он остановил взбесившихся слонов. Скульптура является одним из главных шедевров по качеству исполнения и художественному уровню.
Образ Будды – весьма значим и почитаем, но еще более высокую ступень в пантеоне тибетского буддизма занимает образ учителя, проводника и проповедника учения. Из образов тибетских лам в коллекции Эрмитажа больше всего изображений Цзонхавы. Этому учителю поклонялись во всех странах, где исповедовали тибетский буддизм, поскольку он являлся основателем самой распространённой школы гелукпа и реформатором буддизма. Особого внимания заслуживает скульптура Цзонхавы второй половины XVIII века. Она – одна из самых крупных в коллекции и выделяется по художественному уровню литья – это одно из лучших произведений бронзовой пластики тибето-китайского стиля. Цзонхава здесь показан в традиционном облике, лама держит руки перед грудью в жесте поворота колеса учения (дхармачакра-мудра) и восседает в алмазной позе (ваджрасана) на двойном лотосовом престоле.
На выставке представлено множество непревзойдённых шедевров тибетского искусства. Так уникальным памятником является Рактаямари периода Юнлэ (1403-1424), который не имеет аналогов в мире. Скульптуры из сплавов с большим содержанием золота, а здесь его около 40 %, изготавливали крайне редко. Образ Рактаямари отличается тончайшей проработкой деталей, особенно выразительны ленты, покрытые тонким растительным орнаментом.
В эрмитажной живописной коллекции тибетского буддизма представлены многочисленные божества буддийского пантеона и различные школы тибетской живописи XVII – XX веков. Тибетская живопись – тангка – это свиток, написанный минеральными красками на хлопчатобумажном полотне или шёлке, предварительно загрунтованном смесью из мела и клея. Тангка развешивали в храмах и домах, их использовали в религиозных процессиях. Их писали по заказам – для выполнения определённого ритуала, в случае смерти члена семьи, при болезнях и несчастьях, а также в качестве подношения божеству. На выставке представлена самая большая в коллекции тангка – 186 х 110 см – Монастыри гор Утайшань, которая служила своего рода путеводителем по этому священному горному хребту.
В соответствии с каноном, в тибетской живописи используются определенные композиции. В центре тангка всегда помещается основной персонаж (божество или лама). Сверху должно быть изображено именно то божество, эманацией которого является центральный образ. Если на тангка показан лама, то сверху может располагаться его учитель или несколько учителей данной линии преемственности. В верхней части, изображающей ламу, может находиться и его личное божество-хранитель. В нижней части – должны помещаться те божества, практики которых выполнял лама, иногда они изображаются еще и со свитой, которая может располагаться вокруг центрального божества. Весьма популярны в тибетской традиции были житийные тангка. В центре тангка помещался Будда или лама, а вокруг центрального образа разворачивались события жизни. Повествование начиналось из правого верхнего угла и заканчивалось в верхнем левом.
В настоящее время Тибет является автономным районом Китайской Народной Республики, и мастера до сих пор изготавливают буддийские памятники, следуя средневековым канонам.
Куратор выставки – Юлия Игоревна Елихина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: