Живопись и скульптура в Риме во второй половине XVIII века.

Даты проведения: 
с 24 июня 2011 по 1 октября 2011
Место: 
Адрес: 
Дворцовая наб., д. 34
Санкт-Петербург
Россия

На экспозиции представлено 48 картин и 26 скульптур из собрания Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственных музеев-заповедников "Гатчина" и "Павловск. Экспозиция, проводимая в перекрестный год Италии в России и России в Италии, знакомит зрителя с замечательными произведениями из коллекций российских музеев, и позволяет по достоинству оценить расцвет искусства в Риме во второй половине XVIII века.
В 1760-х годах в Риме начался художественный переворот, связанный с развитием неоклассического стиля и охвативший вскоре все европейские страны. Его обусловили, с одной стороны - стремление мастеров к поиску новых форм, и с другой - масштабные открытия в области античной археологии, знакомившие мир с неизвестными ранее произведениями древнего искусства. Благодаря этому в "вечном городе" сформировался интернациональный круг художников, архитекторов, антикваров и археологов, которых объединял общий взгляд на античность как эталон. В этот круг входили живописцы: итальянцы Джованни Паоло Панини и Помпео Батони, немцы - Антон Рафаэль Менгс и Якоб Филипп Хаккерт, французы - Гюбер Робер и Жак Луи Давид, а также скульпторы: итальянцы Бартоломео Кавачеппи, Карло Альбачини, позднее - Антонио Канова, британцы Джозеф Ноллекенс и Кристофер Хеветсон, швейцарец Александр Триппель. Хотя каждый из них работал в своей индивидуальной манере и в своем жанре, можно выделить общие черты их произведений.
Для живописцев характерно преобладание рисунка над колоритом, относительная простота композиционных решений, использование античных статуй в качестве моделей для действующих лиц. Скульпторы еще более сильно зависели от древних прототипов, которые они часто специально копировали и реставрировали.
За относительно короткое время Рим, всегда привлекавший всеобщее внимание, превратился в место паломничества всех любителей прекрасного. Молодые художники, приезжая в Рим для обучения, способствовали распространению нового стиля в Европе и Америке. Коллекционеры, привозя античные статуи или их копии, также вносили свой вклад в формирование и развитие нового вкуса. Свою роль в этом процессе сыграли и русские путешественники, регулярно покупавшие в Риме произведения современной живописи и скульптуры, что впоследствии способствовало формированию в российских музеях замечательных коллекций произведений, созданных в Риме в указанный период. При этом почти все они документированы, и, что немаловажно, известны обстоятельства их покупки или заказа.
Императрица Екатерина II, основательница Эрмитажа, проявляла большой интерес к современному искусству. По ее пожеланию приобретались картины Панини, Батони, Менгса. С 1763 года в Риме в течение более чем десяти лет находился И.И. Шувалов, приобретавший картины и скульптуру не только для царицы и Академии художеств, основателем которой он являлся, но также и для частных коллекционеров в России. Весной 1782 года более трех недель в Риме находился наследник русского престола Павел Петрович (будущий Павел I), путешествовавший по Европе под именем графа Северного. Он и его супруга Мария Федоровна приобретали или заказывали произведения искусства у Батони, Хаккерта, Альбачини, Хеветсона. Чуть позднее ценную коллекцию картин и скульптуры составил князь Б.Н. Юсупов, занимавший пост русского посланника в Турине и неоднократно посещавший Рим (картина Панини, Батони, Хаккерта, скульптуры Альбачини, Триппеля, Кановы).
Куратор выставки - Сергей Олегович Андросов, доктор искусствоведения, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: