Золотое поколение.

Даты проведения: 
с 13 ноября 2015 по 30 января 2016
Адрес: 
Дворцовая площадь дом 6/8
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе представлена выставка «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне», организованная Государственным Эрмитажем в рамках архитектурной программы проекта «Эрмитаж 20/21» при поддержке и совместно с Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге.
Партнерами проекта стали Музей дизайна (Хельсинки), Музей финской архитектуры (Хельсинки), Музей Алвара Аалто (Ювяскюля). На экспозиции представлены оригинальные чертежи, фотографии, макеты, предметы дизайна, документальное кино.
Финская архитектура прошла уникальный путь всего за сто последних лет. От сдержанного национального романтизма, который складывался в основном под влиянием других европейских школ, к одному из важнейших и самобытных направлений Интернационального стиля.
Формально профессии архитектора в Финляндии не многим более ста лет. В Политехническом институте Хельсинки специальность “архитектура” была выделена из общего инженерного курса лишь в 1907 году, чуть раньше появилось и первое профессиональное издание. Масштабы градостроительной практики были скромными, ведь в начале XX века в городах проживало 10% населения Финляндии, в 1920-е годы – 20 %. Местная архитектурная дискуссия на рубеже XIX-XX веков развивалась в рамках узкого круга единомышленников – архитекторов, художников, писателей, – увлеченно обсуждавших в хельсинских кафе пути развития отечественной культуры. В 1917 году Финляндия получает независимость. Молодые финские зодчие мечтали о новой, современной архитектуре, соответствовавшей последним техническим достижениям и по актуальности не уступавшей практике других европейских городов. Архитектура в Финляндии становится частью масштабного национального проекта «поиска финской самоидентичности».
Круг интересов финских архитекторов в 1910-1920-е годы на первый взгляд включал совершенно разные направления: венский Сецессион и бельгийский модерн, немецкий неоклассицизм и ранние прототипы французского Ар деко. Но в качестве ориентира для эксперимента они всегда выбирали те работы, в основе которых лежали фундаментальные и простые понятия нового универсального архитектурного языка: стена, масса, творящая пространство, ритм, честность в использовании материала. И, конечно, их внимание привлекали новые технологии и возможности. На основе приемов неоклассицизма и Ар Деко финские архитекторы испытывали меру художественной и конструктивной рациональности, что особенно заметно в проектах общественных зданий: главного офиса Государственного банка, нового столичного магазина и кафе компании «Фацер», универмага «Стокманн».
В увлечении финских зодчих шведским и итальянским классицизмом непременно присутствует все тот же поиск рационального начала. Удивительно, как быстро от эскизов, буквально копирующих ренессансные палаццо и соборы (Рабочий клуб в Ювяскюля, церкви в Ямся и Муураме) финские зодчие приходят к проектам, воплощающим программные принципы функционализма. Сравнивая чертежи, созданные с 1925 по 1931 годы Алваром Аалто, Уно Ульбергом, Паули Бломстедтом, можно проследить, как от рисунка к рисунку богатый классический арсенал сводится к нескольким обобщающим чертам: композиционной цельности и общему ясному порядку.
Финские архитекторы, как и пионеры европейского Современного движения, с огромным воодушевлением изучали технологии первого машинного века. Все новое, отвечавшее требованиям прогресса, наделялось свойствами эстетического объекта. Железобетонные конструкции и обширные полосы остекления, хромированная фурнитура, алюминиевые жалюзи и линолеумные покрытия, раздвижные двери и встроенный свет. Строительная индустрия была еще недостаточно развита, чтобы позволить повсеместно использовать арсенал новых технологий в жилом строительстве, но общественные здания – отели, кинотеатры, – построенные в 1930-е годы в Финляндии, стали классическими памятниками раннего модернизма, "белого функционализма", как был позже назван этот этап.
Специфика финского модернизма заключается в паритетных отношениях зодчего и природы. Один из основоположников историографии Современного движения в архитектуре, Зигфрид Гидион, был первым, кто обратил внимание на сочетание противоборствующих приемов функциональной стандартизации и иррациональности в финском модернизме. Психологическую базу для этой эмоциональной составляющей критик находил в специфике финского пейзажа. В статье, посвященной Алвару Аалто, Гидион патетично сопоставляет первозданность финского пейзажа с чистотой мира в первые дни творения. Аалто, по его мнению, «берет с собой» Финляндию в любой проект, в любую точку планеты. Знаменитый павильон, спроектированный архитектором Алваром Аалто для международной выставки в Нью-Йорке, символизировал двойственность, под знаком которой суждено будет в XX веке развиваться современной архитектуре Финляндии: от гуманизма к материализму, от функционального к живописному подходу, от рассудительности к эмоциональности.
«Золотое поколение» – зодчие и художники, составившие славу финской архитектуры и дизайна в 1930-1960-е годы, позаимствовали у Современного движения и Интернационального стиля в первую очередь те приемы, которые отвечали национальной ментальности и традиции. Возможно, благодаря последнему обстоятельству возник феномен финского модернизма: это достаточно прагматичная и интровертная школа, всегда следующая локальным традициям, ориентированная на местные материалы и климатические особенности. Независимость помогает существовать вне конъюнктурных тенденций, и образы, которые архитекторы и дизайнеры создавали 70 лет назад, всё ещё актуальны.
Инструментарий финского модернизма оказался настолько богат, практичен и эмоционально убедителен, что по-прежнему остаётся востребованным, несмотря на заявления, как о смерти новой архитектуры, так и о смерти большого модернистского нарратива. Молодые финские архитекторы не отбрасывали опыта предшествующих поколений, и с этим связана уникальная солидарность профессионального архитектурного круга в современной Финляндии. Да и можно ли говорить о «смерти» большого стиля, если его язык остается функциональным и востребованным. Если у целой нации сохраняется уважительное отношение к ценности многолетнего опыта, конвертируемого в «золотое» наследие.
Автор идеи и куратор выставки, проходящей в рамках Года архитектуры в Эрмитаже, – Ксения Малич, научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа.

Материалы из архива: