Можешь представить, что останется после.

Даты проведения: 
с 27 апреля 2018 по 1 июня 2018
Адрес: 
ул. Жуковского, д. 28
Санкт-Петербург
Россия

Художественную практику Марии Агуреевой (р. 1985), начавшей свой творческий путь в Санкт-Петербурге на исходе двухтысячных, а сейчас успешно работающей в Москве, определяет интерес к телу. В своих зрелищных и провокативных работах Агуреева задается вопросом, можно ли оставаться собой, приняв свою небезупречность, или необходимо постоянно переизобретать себя, подчиняясь тревожному стремлению стать кем-то другим? В эпоху, когда монолитное представление о человеке и его теле раскололось на множество сущностей, будь то гендерных, возрастных, расовых, биотехнологических, художница ставит нас перед этой, кажется, неразрешимой дилеммой.

Первая часть экспозиции в галерее Anna Nova отдана объектам из латекса (серия «In The Folds of Your Body», 2016-2018). Художница играет здесь на контрасте материалов. Мягкую и податливую «вторую кожу», собранную в причудливые складки, она будто бы небрежно заливает цветным полупрозрачным пластиком. Балансирующие между натурализмом и чистой абстракцией, эти оригинальные «рельефы» способны вызвать целый спектр ассоциаций – от соматических и кулинарных до геологических и иконографических (вспоминаются и полупрозрачные драпировки Ники Самофракийской, и бурлящие одеяния Святой Терезы Бернини, и экспрессивно распластанные беспредметные скульптуры Линды Бенглис).

Второй этаж галереи занимает видеоинсталляция «Пыль» (2018). Видео, развернутое на нескольких экранах, намеренно стирает границы между документальным фильмом и перформансом. Агуреева – то ли в образе рабочего, то ли «художника в мастерской» –в течение часа демонстрирует скрупулезный процесс производства и совершенствования объекта искусства. От первой стадии, гипсового слепка собственного колена, она переходит к формовке в розовом пластике, а затем – к самозабвенному шлифованию при помощи специального аппарата.

Пластиковый объект Агуреевой, обработанный шлифовальной машиной, становится здесь метонимическим символом человеческого тела под властью «самодизайна» – парадоксального культа цифровой эры, созидательного и разрушительного одновременно. В свою очередь, окрашенная пыль – чистое вещество, предъявленное зрителю не только виртуально, на экране, но и физически, на полочках в экспозиционном пространстве, – напоминает о цикличности жизни, о том, что «все пришло из праха, и в прах все возвратится». Отталкиваясь от переживания собственной телесности, художница подводит нас к осмыслению безличной универсальности материи, не замкнутой своими земными свойствами, но свободной и вечно регенерируемой.
___________________________________________________________________________

Мария Агуреева (р. 1985) - молодая современная художница. Училась в Санкт-Петербургском Государственном Университете Технологии и Дизайна на кафедре графического дизайна и ИСПСИ. Работает с инсталляцией, скульптурой, объектами, видео, перформансом. Номинант премии Кандинского 2013, Лауреат Laguna Art Prize (special prize) 2018. Живет и работает в Москве.
В 2015 году персональная выставка Марии «Бинарные обещания» была представлена в рамках Параллельной программы 6-ой Московской биеннале современного искусства, а в 2013 году частью Параллельной программы 5-ой Московской биеннале современного искусства стал сольный проект Марии «Эти самки, что портят нам бесконечное». В 2014 году выставка Агуреевой «Сады компромиссов» была показана в Музее Эрарта, Санкт-Петербург.
Работы художницы неоднократно становились частью групповых выставок, как в России, так и зарубежом. Среди них экспозиции «Одно внутри другого. Искусство новых и старых медиа в эпоху высокоскоростного интернета» в ММСИ, «Неофициальный язык», «Nominibus trivialibus, sinonimis selectis» в Ботаническом саду МГУ и «Все взгляды на меня» Параллельной программы Международного Молодежного биеннале современного искусства в 2016, а так же другие проекты в Москве, Нью Йорке и Лондоне.
В своей художественной практике Мария исследует пространство тела, как объекта, объединяющего материальность плоти и уникальность сознания. Ее творчество сосредоточено на исследовании напряженности между нормальностью и субъективностью, на изучении критериев привлекательности и необходимости создания идеального образа. Марию интересуют границы, преодолевая которые физическое тело становится объектом, неотличимым от других и становится очевидным конфликт между природными особенностями и искусственными стандартами.
Сталкивая природную естественность и навязанную необходимость условной красоты, Мария выбирает синтетический материал, который подчеркивает возможности необходимой трансформации и редизайна тела, как современной формы культа.

Материалы из архива: