Поверженные.

Даты проведения: 
с 7 декабря 2017 по 10 марта 2018
Место: 
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Римском дворике Нового Эрмитажа открыта выставка «Поверженные. Умирающий галл и Малые посвящения Аттала. Из собрания Национального археологического музея Неаполя».
В составе экспозиции − уникальные памятники, дошедшие до наших дней римские копии с бронзовых оригиналов афинских посвящений: скульптуры Умирающего Галла, Амазонки, Перса и Гиганта. Античные статуи восходят к знаменитому монументу победы над галлами, воздвигнутому около 200 года до н.э. на афинском Акрополе правителем Пергамского царства Атталом I.

Исторические обстоятельства, послужившие поводом к воздвижению скульптур, были связаны с военными кампаниями Атталидов. Памятники, изображавшие мифологические и исторические битвы с врагами Пергама и Греческого мира − битвы с гигантами и амазонками, отражение галльских набегов, победа над персами − получили название «Малые посвящения», отличавшиеся от «Больших посвящений», установленных в Пергаме, меньшими размерами.

Группа «Малых посвящений» была определена на основе сообщения Павсания; античный историк описал сюжеты композиций и упомянул о необычном размере фигур (Paus. I, 25, 2): «У южной стены акрополя Аттал соорудил памятники, каждый приблизительно в два локтя, изображающими так называемую войну с гигантами, которые некогда жили на перешейке Паллены во Фракии, битву афинян с амазонками, славное дело их на Марафоне против мидян, и поражение галатов в Миссии».

Ансамбль афинского памятника состоял из четырех композиций, каждая группа находилась на отдельном постаменте. Длина всей платформы достигала ста двадцати четырех метров, общее количество бронзовых фигур − около ста двадцати.

Сюжеты были выстроены в хронологической последовательности: самая ранняя − битва гигантов и богов, далее сражение греков с амазонками и сражение греков и персов. Кульминацией являлась последняя группа – она представляла битву с галлами у реки Каик. Таким образом, победа Пергама приравнивалась к победам в греко-персидской войне, значение сражений с галлами поднималось на уровень героического мифа. Пергам, наследник Афин, представал защитником цивилизованного мира от варварской агрессии. В отличие от предшествующей традиции «победных» посвящений, сейчас в фокусе внимания скульпторов находились поверженные враги. Четыре скульптуры из археологического музея Неаполя – ключевые для всего произведения фигуры: каждая соответствует одному из сюжетов «битв».

Трое персонажей из неапольской группы распростерты на земле, один из них пытается подняться. Поверхность тел покрыта глубокими ранами – отверстия, изливающие потоки крови, изображаются пластически, кровь, скорее всего, передавалась еще и красной краской.

Фигура Умирающего галла почти полностью повторяет знаменитого «Галла» из Капитолийского музея, лишь отсутствуют ошейник и рог. Зрительный акцент на ранах соответствует описанию галлов у античных авторов. «Галлы идут в бой нагими, но в иных случаях никогда не обнажаются, и оттого на их бледных дюжих телах видна была любая рана» (Liv. XXXVIII, 21).

Одна из самых выразительных – статуя мертвой женщины, царицы амазонок, Антиопы, с полуобнаженной грудью и прекрасным лицом. Как показали рисунки статуи, сделанные в XVI веке, изначально Амазонки изображалась с младенцем. Образ юной матери, погибшей в битве, был заведомо рассчитан на скорбь и сочувствие зрителя.

Фигура Перса идентифицируется по тонким шароварам и восточному головному убору. Варвар лежит ничком, полузакрывшись, он уже убит.

Мертвый гигант – несомненно правитель, поскольку лента, лежащая рядом с телом, означает, что побежденный был царем. Лицом он напоминает кентавра, голова запрокинута, рот широко раскрыт, пряди волос похожи на змей. Изображение можно посчитать гротескным, при этом, созерцание его неподвижного тела вызывает не торжество, а трагическое чувство.

В художественных образах цикла воплощались разные стадии страдания и смерти − раненые, умирающие, убивающие себя и близких, и уже погибшие. Давно замечено, что из всей композиции сохранились только скульптуры поверженных, нет ни одной фигуры в атакующей позе. Хотя наказание и гибель в греческом искусстве были традиционными сюжетами, прежде никогда человек не представлялся столь беспомощным. В пергамских «битвах» ужас смерти становится не только главным, но и единственным посылом − столь радикальная трактовка, по мнению ряда ученых, была привнесена в эпоху императорского Рима.

Заказчиком копий скульптур из «Посвящений» возможно являлся император Траян, который вел многочисленные войны с даками. Антики были найдены в Риме летом 1514 года, на месте монастыря, расположенного на античных руинах. Предполагают, что скульптуры пергамских варваров украшали бани Агриппы. Сразу же после находки в XVI веке галл, гигант, амазонка и перс именовались не варварами, а «Горациями и Куриациями», героями Римской истории времени Республики. Так их называли в инвентарных книгах коллекции Альфонсины Орсини-Медичи, первой владелицы статуй. После смерти Альфонсины антики оказались у Маргариты Австрийской, а с 1587 по 1790 год − у семьи Фарнезе, в конце XVIII века были реставрированы в мастерских Джованни Баттиста де Бьянки и Карло Альбачини.

Вместе с собранием Фарнезе скульптуры из Рима переехали в Неаполь, в музей Бурбонов, ныне Национальный археологический музей.

Мотивы, воплощенные в скульптурах Малых посвящений, имели долгую жизнь в античном и в европейском искусстве. Сходные позы и фигуры можно увидеть в изображениях пленных и убитых варваров на римских триумфальных сооружениях и саркофагах, на этрусских урнах и светильниках. Экспрессивные позы и лица пергамских скульптур вдохновляли художников эпохи Возрождения и Барокко – Рафаэля, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто, Караваджо и многих других. В их творчестве «поверженные варвары» трансформируются в образы христианских мучеников и святых. В XVII – XVIII веках, в период барокко и классицизма античные мотивы продолжают волновать воображение художников. Но даже и тогда, когда античный миф и стиль уходят в прошлое, образы искусства эллинизма становятся источником вдохновения и нового смысла.

Показанные скульптуры из собрания Археологического музея Неаполя продолжают серию выставок шедевров античного искусства в Римском дворике Нового Эрмитажа, таких, как статуя Илисса из Британского музея (2014), статуя архаической Коры из музея Акрополя, Афины (2016).
Куратор выставки – Анна Алексеевна Трофимова, заведующая отделом Античного мира Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.

Материалы из архива: