Эрмитажная энциклопедия текстиля. История.

Выставка
Даты: 
с 29 июля 2017 по 15 октября 2017
Музей
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Зимнем дворце на выставке «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» впервые представлены текстильные коллекции Эрмитажа во всём их многообразии, от первобытных образцов до тканей XX века, от Античности и Востока до современной Европы.
В Эрмитаже хранится одна из богатейших в мире коллекций тканей, ковров, костюмов, вышивок и кружева. По многообразию текстильная коллекция музея может претендовать на энциклопедичность охвата как исторических периодов, так и географических ареалов, где когда-либо существовали производства текстиля.

В Георгиевском зале Зимнего дворца представлены лучшие образцы из текстильных коллекций Государственного Эрмитажа: шпалеры, ковры, вышивки, кружево, ткани и костюмы стран Западной Европы, России и Востока. Здесь можно увидеть никогда не покидавший стены Зимнего дворца гобелен «Крестница Фей», который был преподнесен Николаю II лично французским президентом Феликсом Фором (Félix Faure). Среди других ценных подарков Российскому императорскому дому – шпалеры, ровно триста лет назад привезенные из Парижа Петром I. Редкостью является полный костюм кавалера английского ордена Подвязки, подаренный Александру II королевой Великобритании Викторией. К уникальным экспонатам можно отнести костюм Евгения Богарне, пасынка императора Наполеона, привезенный в Россию в 1839 году после свадьбы его сына Максимилиана и дочери Николая I Марии.
На выставке также показаны образцы парадного костюма, военной и придворной униформы: платья Екатерины II, Марии Федоровны, супруги Александра III и последней императрицы Александры Федоровны, созданные руками талантливых русских и иностранных мастеров и ведущих модных домов Европы и России XVIII – начала XX века. Кроме военных мундиров на выставке показаны яркие образцы из прекрасной коллекции знамен.

В коллекции Эрмитажа, наряду с предметами из Зимнего дворца и других царских и великокняжеских резиденций, хранятся произведения из собраний русских аристократов. Особенно богатыми были коллекции князей Юсуповых, куда входили первоклассные шпалеры, костюмы кружево, среди них роскошное свадебное покрывало с гербами рода Юсуповых и графа Сумарокова-Эльстон.

Собрание восточного текстиля в Эрмитаже включает редкие и интересные памятниками. Русские цари в своей казне хранили большое количество китайских шелков и вышивок. Многие изделия были поднесены в качестве дипломатических подарков. Например, тканая шелковая шпалера с изображением журавля была подарена китайским императором Петру I.
Персидские и турецкие бархаты XVI века можно увидеть в русских церковных облачениях, оплечья которых были вышиты в XVII веке русскими мастерами. Зрители имеют также редкую возможность познакомиться с роскошными восточными коврами, вытканными в мастерских Индии, Ирана и Кавказа.

В Пикетном зале показаны текстильные коллекции от эпохи неолита до ренессанса. Собрание, насчитывающее тысячи предметов, распределено по научным отделам Эрмитажа. Наиболее ранние образцы текстиля хранятся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, Отделе Античного мира и Отделе Востока.
Текстильное собрание Отдела археологии насчитывает более тысячи предметов, принадлежащим различным историческим эпохам – от неолита до Средневековья. Древнейшие на выставке предметы текстиля относятся к эпохе неолита (3-е тысячелетие до н. э.) и были созданы строителями свайных поселений на северо-западе России.
В Эрмитаже хранятся многочисленные и разнообразные коллекции памятников скифской эпохи (IX–III века до н. э.), включающие и текстильные находки. Ими особенно богаты погребения кочевых «вождей» на территории Саяно-Алтая: раннескифские комплексы Аржан-1 и Аржан-2 в Туве и, конечно, знаменитые «ледяные» курганы Алтая, в первую очередь Пазырыкские.
География находок более позднего времени значительно шире. Редкие образцы текстильных изделий ранневизантийского времени – златотканые каймы – происходят из коллекции, собранной в разрушенном склепе VI–VII веков на Госпитальной улице в Керчи.
В ходе археологического изучения Старой Ладоги – известного памятника эпохи викингов и Древней Руси – была получена значительная коллекция текстиля VIII–X веков. Исследование средневековых памятников Прибалтики дало много фрагментов шерстяных и льняных тканей, принадлежавших племенам латгалов IX–XII веков.
Находки из курганов средневековых кочевников XII–XIII веков на Днепре составляют коллекцию узорных шелковых тканей и вышивок, в том числе, вероятно, византийского производства. Узорные ткани и вышивки из китайского шелка происходят из знатного погребения монгольского времени в Южной Сибири.
В Отделе Античного мира хранится собрание тканей из античных некрополей Северного Причерноморья. Ткани относятся к разным периодам античной эпохи – от V века до н. э. до IV века н. э. Наиболее ранние шерстяные ткани покрыты узорными и сюжетными росписями с именами изображенных персонажей.
Собрание Отдела Востока Эрмитажа насчитывает около десяти тысяч единиц различных текстильных изделий (костюмы, отрезы тканей, археологические находки), в том числе около пятисот ковров из Турции, Азербайджана, Ирана, Китая и Индии. Крупнейшая коллекция предметов одежды и ковров, китайских шелковых тканей и вышивок происходит из погребений элиты кочевников сюнну в горах Ноин-Ула на севере Монголии. Уникальные предметы текстиля из аланского могильника Мощевая балка (Северный Кавказ, Адыгея) сохранились в условиях высокогорья, по которому в VIII–IX веках проходил один из отрезков так называемого Шелкового пути (основная часть коллекции выставлена в зале 57 Зимнего дворца). На другом конце Шелкового пути – у города Дуньхуан на северо-западе Китая – в пещерном буддийском монастыре Могао найдены фрагменты китайских шелков VIII–X веков. Важнейшее собрание тканей и буддийских знамен XII–XIV веков было привезено в Санкт-Петербург из развалин города Хара-Хото государства Западная Ся, которое существовало на северо-западе Китая в X–XIV веках.
В Египте, благодаря сухому и жаркому климату, прекрасно сохранился текстиль разных эпох. Красочные ткани из раннехристианских (коптских) погребений IV–XII веков – одна из блестящих страниц христианской художественной культуры Египта. Узорные завесы, шали, туники, покрывала, салфетки вытканы из шерсти и льна в гобеленовой (шпалерной) технике. В конце XIX века они приобретались у местных жителей и торговцев.
В 1885 году Императорский Эрмитаж приобрел в Париже коллекцию произведений средних веков и эпохи ренессанса, в которую входили ткани, вышивки и шпалеры, составляющие сегодня гордость эрмитажной коллекции. На выставке впервые показаны итальянские средневековые ткани и вышивки из Нидерландов вместе с современными им тканями из Китая и Египта, что позволяет наглядно проследить взаимные влияния и обмены ткацкими технологиями, а также художественные связи между различными странами.
Значительная часть эрмитажной коллекции тканей, вышивок, шпалер XIII–XVI веков, которая иллюстрирует все этапы производства, происходит из коллекции Музея Училища технического рисования барона А. Л. Штиглица в Санкт-Петербурге. В Пикетном зале Зимнего дворца зритель может увидеть итальянские фигуративные ткани XV века, предназначенные для церковных нужд, а также итальянские затканные золотом бархаты и вышивки эпохи Возрождения. Образцы персидских и турецких тканей того же времени, показанные вместе с итальянскими тканями, демонстрируют обоюдные заимствования в узорах.

Экспозиция «Эрмитажная энциклопедия текстиля. История» позволяет не просто увидеть предметы из хранилищ музея, не экспонирующиеся на постоянных выставках, но также узнать о взаимосвязи текстильных технологий и орнаментаций разных стран.
Автор текста и куратор выставки – Татьяна Николаевна Лехович, старший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения.