Шиниши Савада.

Выставка
Даты: 
с 6 сентября 2017 по 17 сентября 2017
Музей
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Фойе Эрмитажного театра Эрмитаж открывает выставку ярчайшего представителя «ар брют» или «искусства аутсайдеров» – Шиниши Савада.
И хотя первый термин был придуман еще в 1945 году, а второй введен в искусствоведческую практику в 1972 году, работы мастеров этого направления крайне редко появляются отдельно вне музеев, посвящённых их творчеству.

Музей аутсайдер арт, предоставивший работы для выставки, территориально находится в здании комплекса «Эрмитаж – Амстердам». Он собирает лучшие образцы творчества мастеров, не вписывающихся в рамки традиционного как классического, так и даже современного искусства, которое в любом случае воспринимается легче искусства аутсайдеров. Ар брют крайне сложно принимается традиционным зрителем, так как каждое произведение этого направления создаётся согласно принципам, существующим лишь в сознании одного конкретного художника-аутсайдера, который выходит на контакт с окружающим его миром лишь согласно своему врождённому психологическому складу. Или же не выходит. Но в любом случае произведения художника аутсайдера поражают и завораживают, так как провоцируют в зрителе осознание глубин его собственного подсознания.
Таким мастером является Шиниши САВАДА. Он стал известен миру в 2013 г., когда его представили на Венецианской биеннале. Теперь Эрмитаж принял его в своих стенах.

Шиниши родился в 1982 году в префектуре Сига, Япония. После нескольких лет обучения в специализированной школе его перевели в интернат в городе Кусацу, где у него было диагностировано расстройство аутистического спектра. В интернате он начал посещать гончарную мастерскую. В 2001 году руководитель мастерской организовал для гончаров строительство небольшой хижины, расположенной в глуши, на расстоянии нескольких километров от основного здания. Именно здесь, в этом укромном уголке, в полной тишине, Шиниши Савада и создаёт свои скульптуры.
Он обжигает фигуры в большой земляной печи, которая разжигается лишь дважды в год. Так его скульптуры приобретают естественный блеск и характерный красновато-коричневый оттенок – более светлых или темных тонов в зависимости от пламени. Затем он укладывает их на полки в своей самодельной мастерской, куда приходит тоже лишь два раза в неделю.

Его работы усеяны многочисленными шипами, придающими фигурам – демонам, чудищам или маскам? – замысловатую и вместе с тем пугающую красоту. Художник неторопливо изготавливает каждый шип и один за другим покрывает ими туловища своих скульптур. До сих пор неясно, следует ли Савада за неким уже сложившимся образом в своем сознании, но то, как он работает – спокойно и размеренно, без промедлений – говорит о том, что он ясно представляет, как должно выглядеть его произведение в завершённом виде. Даже крупные скульптуры ему удаются всего за четыре-пять дней. Возможно, его работы являются отсылками к древним цивилизациям, например, культуре Дземон. Возможно, эти фантастические фигуры – плод личной мифологии, вдохновленной персонажами древних японских легенд: зверями, привидениями, духами. Его творчество перекликается с масками театра Но, героями манги и искусством африканских племен.

Работы Шиниши Савада были представлены на выставках «Японский Ар брют» (“Art Brut du Japon”, 2009), «Незримая красота, искусство японских аутсайдеров» (“Hidden Beauty, Outsider art from Japan”, 2012, Музей разума “Dolhuys”, Нидерланды), «Соузоу» (“Souzou”, 2013, музей “Wellcome Collection”, Лондон), «Энциклопедический дворец» (“The encyclopedic Palace”, 2013, Венецианская биеннале), Боннефантенмузеум (2014, Маастрихт, Нидерланды) и «Япония» – выставке по случаю открытия Музея аутсайдер арт в Выставочном центре «Эрмитаж–Амстердам» (“Japan”, 2016).
Его работы входят в собрание музея «Dolhuys», Нидерланды, а также выставлены в Музее аутсайдер арт в Выставочном центре «Эрмитаж–Амстердам» и Музее Ар брют в Лозанне, Швейцария.

Куратор выставки-события – Илья Дмитриевич Ермолаев, сотрудник Аппарата дирекции Государственного Эрмитажа.