Школа Сидлина и школа Храмовая стена.

Даты проведения: 
с 24 августа 2017 по 12 сентября 2017
Адрес: 
пл. Чернышевского, 6
Санкт-Петербург
Россия

Художественные направления, называемые сегодня школой Сидлина и школой «Храмовая Стена», представляют собой единую эволюционную линию развития изобразительного искусства XX — начала XXI вв., восходящую в своем истоке к художнику Осипу Абрамовичу Сидлину (1909–1972). Термин «школа Сидлина» давно известен как профессионалам-знатокам искусства, так и любителям, но что такое «школа Сидлина» как целостная изобразительная система, до сих пор остается загадкой. О. Сидлин поступил во ВХУТЕИН (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина) в 1930 году и учился до 1936 года, занимался в мастерских К. Петрова-Водкина, А. Осьмеркина, А. Савинова. В результате Сидлин смог создать собственную Школу, в какой-то мере свой собственный живописный стиль. В среде петербургского андеграунда школа Сидлина иногда рассматривается как реалистическое или даже как «академическое» направление, но это неверно. Скорее, живопись этой школы противоположна реализму и «академизму» в их традиционном понимании, но в философском смысле принципы школы Сидлина глубоко реалистичны: это прежде всего отказ от иллюзорности живописного изображения, необходимость материализации картинной плоскости за счет ее собственных возможностей, таких как цветовые пятна и линии, имеющие огромный энергетический, смысловой и эмоциональный потенциал. Чувства, переданные художником на холсте, связаны с его реальными духовными переживаниями, и, если работа удалась, т.е. картинная плоскость выражена предельно точно, то столь же реальные переживания могут возникнуть и у зрителя. В этом и заключается реализм живописной Школы Сидлина.
С 1935 г. Сидлин — педагог изостудий ДК им. Капранова и ДК им. Ильича в Ленинграде. Довоенный период школы Сидлина назван «В духе Старых мастеров». С 1949 г. — начало второго «Темного периода». С 1960 до 1967 г. — третий период — «В духе клеевой живописи». Цвета становятся светлее, контрастнее. На смену напряженности, мощи, суровости пришли сдержанность и умиротворенность. В работах учеников появились отголоски утонченной изысканности настенной росписи, невесомости ее поистине неземных по красоте колеров, бархатисто-матовая мягкость благородных, почти пастельных тонов. Затем наступает четвертый период — «Под фреску», продолжавшийся до смерти Сидлина в 1972 г.
Суть школы Сидлина наиболее точно отражают его слова: «Раньше была монументальная живопись, но затем буржуазия, мещанство способствовали возникновению станковой живописи. Станковая живопись — это уже есть вырождение живописи. Живопись — это стена». После смерти учителя его ученик Ю. Нашивочников объединил молодых художников, сформировавших новую школу, названную им школой «Храмовая Стена». Художники школы «Храмовая Стена» выводят живопись из сплава станковой картины с монументальной, возвращая к монументальности, усмотрев в этом главную тенденцию школы Сидлина. Художественно-эстетические принципы произведений школы «Храмовая Стена» восходят к традициям византийского и древнерусского монументального настенного искусства, выявляя тем самым подлинное сопряжение современного и вечного. Огромная заслуга Юрия Нашивочникова состоит в систематизации художественных и эстетических принципов школы Сидлина, а также в создании на этой основе практического руководства «Ускоренный алгоритм обучения изобразительному искусству» и методического материала «Базовое произведение изобразительного искусства».
На выставке представлены работы художников старшего поколения – Юрия Нашивочникова, Татьяны Красильниковой, Юрия Григоренко, а также работы художников школы «Храмовая Стена» – Дмитрия Маркуля, Светланы Московской и Александра Визиряко.
Особую благодарность организаторы выставки выражают А.Л. Андрущенко за предоставленную им возможность познакомить зрителей с ранними работами Юрия Нашивочникова.

Московская Светлана Витальевна, кандидат философских наук, художник школы «Храмовая Стена».

Материалы из архива: