Нефертари и Долина цариц.

Выставка
Даты: 
с 16 июня 2017 по 9 января 2018
Музей
Эрмитаж
Адрес: 
Дворцовая набережная, 34
Санкт-Петербург
Россия

В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине», организованная Государственным Эрмитажем и Египетским музеем в Турине, при поддержке компании Lavazza.
Выставка проходит в рамках проектов Фонда Эрмитаж-Италия, при посредничестве Villaggio Globale International.

Египетский музей известен как одно из важнейших собраний за пределами Египта. Экспозиция состоит из пяти разделов и включает 255 памятников и полевые фотографии, которые дают возможность представить открытие гробницы царицы Нефертари.
Собрание Египетского музея в Турине обязано своим формированием двум событиям: приобретению в 1824 году королем Сардинии и герцогом Пьемонта Карлом Феликсом первой коллекции Дроветти и раскопкам директора музея Эрнесто Скиапарелли в начале ХХ века.
Из коллекции Дроветти происходит большинство самых крупных предметов (статуи и саркофаги), а также множество стел, предметов погребального инвентаря и богатейшая подборка папирусов, главным образом из фиванского региона.
Э. Скиапарелли работал над расширением коллекции музея с целью превращения его в одно из наиболее уважаемых египетских собраний в мире − он приобрел около 20 000 памятников, сперва у каирских антикваров в 1900 – 1901 годах, а затем в результате раскопок в разных частях Египта. С 1903 по 1929 годы он направлял археологические экспедиции под руководством своих сотрудников в разные точки долины Нила, концентрируясь на местах, которые позволяли заполнить хронологические и типологические лакуны в туринской коллекции. Деятельность Итальянской археологической миссии, под руководством Скиапарелли, в 1903 − 1905 годы, стала важным этапом в истории изучения Долины цариц.

«Долина цариц» представляет собой высохшее устье реки на западном берегу Фив, которое использовалось для погребения членов царской семьи и окружения правителей Древнего Египта в эпоху Нового царства (1550 − 1069 гг. до н. э.). Здесь было высечено около ста гробниц, главным образом для цариц и царевичей Рамесидского периода (XIX–XX династии, 1292–1077 гг. до н. э.). Гробницы представляют собой последовательность прямоугольных комнат, ведущих в погребальную камеру, где в каменном саркофаге покоилось тело умершего царевича или царицы. Богатое изобразительное оформление стен этих гробниц иллюстрирует некоторые этапы путешествия умершего к вечной жизни и его встречу с богами.

Научное открытие этого важного некрополя началось в 1826 году с работы путешественника и антиквара Роберта Хэя. Вторым ученым, исследовавшим скальные гробницы некрополя, был Джон Гарднер Уилкинсон, один из британских отцов зарождавшейся египтологии. Научным и систематическим исследованием Долины цариц мы обязаны Франко-тосканской экспедиции 1828 − 1829 годов под руководством Жана-Франсуа Шампольона и Ипполито Роселлини. Раскопками некрополя в разное время занимались Карл Рихард Лепсиус (1842) и Генрих Бругш (1854).
Результаты раскопок в Долине цариц (1903−1905) и в Дейр эль-Медине (1905−1908) превратили Туринский музей в одно из лучших собраний фиванских материалов и один из важнейших центров изучения египетской культуры Нового царства и Первого тысячелетия до н. э. Помимо найденной гробницы царицы Нефертари, а также расчистки ранее известных, но долгое время скрытых под завалами гробниц супруги Рамсеса III царицы Исет, цариц Тити и Сатра, царевича Парехерунемэфа, было обнаружено более 80 гробниц и шахт. Среди важных открытий были ранее неизвестные гробницы царевичей и вельмож, большие семейные захоронения, для которых переиспользовались более ранние гробницы.

В основе выставки «Нефертари и Долина цариц. Из Египетского музея в Турине» − фиванские материалы, добытые Дроветти и Скиапарелли. Ключевая фигура выставки − царица Нефертари, оказывается представленной на фоне Долины цариц, где экспедиция Скиапарелли открыла ее гробницу.
Открывает экспозицию раздел, посвященный Нефертари, Великой жене царёвой Рамсеса II, считавшейся живым воплощением богини Хатхор, супруги солнечного бога. Монументальные статуи из древних Фив иллюстрируют функции царя, являвшегося не только правителем страны, но и посредником между людьми и богами, и царицы. Многочисленные предметы в этой части выставки иллюстрируют слияние образа Нефертари с несколькими богинями.
Особого внимания заслуживают материалы найденные в погребальной камере царицы Нефертари и модель гробницы, изготовленная сразу же после ее обнаружения в 1904 году. Из погребального инвентаря Нефертари на выставке показаны – фрагменты крышки разбитого грабителями саркофага, амулеты, сосуды, плетеные сандалии из листьев пальмы, которые могла носить царица, и конечно 34 расписанных черной краской деревянных ушебти с именем царицы.
Детали оформления дворца, ритуальные и бытовые предметы, принадлежавшие знатным дамам и использовавшиеся при царском дворе – статуи и рельефы, предметы туалета, косметические принадлежности и ювелирные украшения − дают представление о придворной жизни и положении, которое занимала женщина в древнем Египте во времена Нефертари – XIX династии и первых тридцати лет правления Рамсеса II.
Представленные на выставке редкие находки − разнообразные декоративные элементы, фрагменты музыкальных инструментов, деревянный подголовник для поддержки основания головы во время сна, сосуды, чаши,− дают представление об условиях, в которых жили царская семья и знать.

Отдельная часть экспозиции посвящена рабочим и мастерам, занимавшимся высечением и оформлением величественных скальных гробниц царей и цариц Египта Нового царства. Находки из поселка, где жили ремесленники и художники, в ложбине между Фиванской горой и холмом Курнет Мураи, в месте, которое сейчас называется Дейр эль-Медина, составляют важную часть коллекций туринского Египетского музея. О жизни и верованиях простых людей древнего Египта рассказывают разделы, посвященные работе, жизни и смерти мастеров из Дейр эль-Медины.

У гробниц, созданных обитателями Дейр эль-Медины, была сложная судьба. Вероятно, уже в конце Нового царства все они были ограблены, а некоторые из них были использованы для более поздних захоронений. На протяжении столетий гробницы забытых царевичей служили семейными склепами для фиванской элиты. Ряд саркофагов, найденных в гробницах сыновей Рамсеса III (1198–1166 гг. до н. э.) Хемуасета и Сетхерхепешефа, которые были использованы как склепы для жреческой семьи времени XXV династии (722–656 гг. до н. э.), завершает выставку. Следы огня на некоторых саркофагах могут быть связаны с ограблением гробниц; известно также, что древние саркофаги использовались христианскими монахами как дрова.

Дополняют экспозицию богато иллюстрированные погребальные папирусы из коллекции Дроветти, происходящие вероятно из фиванского некрополя. Эти папирусы, синхронные с поздними саркофагами, несут главы из Книги мертвых (сборника изречений, позволяющих умершему пройти через мир иной и соединиться с Осирисом и блаженными духами) и Книги Амдуат, важного погребального текста, который описывает ночное путешествие Солнца и его победу над всеми опасностями; умерший, отождествляемый во время этого путешествия с Солнцем, побеждает своих врагов и становится бессмертным, как бог Ра.

Кураторы выставки: Андрей Олегович Большаков, доктор исторических наук, заведующий Сектором Древнего Востока Отдела Востока; и Андрей Николаевич Николаев, кандидат исторических наук, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен каталог «Нефертари и Долина цариц. Из коллекции Египетского музея в Турине» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2017).

Дополнительное время работы выставки:
По вторникам и субботам с 18.15 до 21.00 будет работать отдельный вход, через Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда (Миллионная, 37). Стоимость билета – 200 рублей, без льгот.