Маноло Бланик. Обувь как искусство.

Выставка
Даты: 
с 10 мая 2017 по 22 июля 2017
Музей
Главный штаб (Эрмитажа)
Адрес: 
Дворцовая площадь, д. 6
Санкт-Петербург
Россия

В Главном штабе открывается выставка «Маноло Бланик. Обувь как искусство», представляющая творчество выдающегося дизайнера обуви. Экспозиция, организованная Государственным Эрмитажем совместно со Студией Маноло Бланика (Manolo Blahnik Interational LTD) при поддержке ДЛТ, продолжает серию эрмитажных выставок, посвященных моде и дизайну.
Экспозиция состоит из шести тематических секций – «Природа», «Гала», «Искусство и Архитектура», «Сердце», «География», «Материалы» и представляет собой ретроспективу туфель, созданных Маноло Блаником на протяжении 45 лет. Такая ретроспектива показывает развитие индивидуального стиля мастера, а также изменение вкусов общества в этот период. Производя утилитарный, по сути, предмет, дизайнер привносит в него свое отношение к красоте, элегантности, а также представление об эстетическом идеале. Создание и восприятие произведений искусства, которые являются отражением действительности, – это способ освоения мира. Работы Маноло Бланика вступают в диалог с искусством: вдохновением для него служат собрания музеев мира, произведения архитектуры, а также знаменитые и талантливые люди.
В секции «Гала» показаны туфли из самых дорогих материалов, а также обувь, созданная Блаником для фильма «Мария-Антуанета» Софии Копполы. Здесь собраны туфли неповторимых форм, из изысканных материалов, в том числе и украшенные драгоценностями. Они создают наиболее яркое впечатление о безграничной фантазии Бланика, который сделал декоративные украшения характерной чертой своего творчества.
Модели из раздела «Сердце (Core)» посвящены важным для дизайнера личностям – Анне Пьяджи, Рианне, Сесилу Битону, Брижит Бардо, Александру Македонскому. За каждой туфлей стоят определенные образы или истории, основанные на воспоминаниях, деталях из любимых книг и фильмов.
Секция «Материалы» рассказывает об ателье дизайнера и его любви к разнообразным тканям. В своих работах он использует атлас, тафту, вельвет, твид, кашемир, ручное кружево, шерсть, лен, хлопок, шелковую парчу, оттоманский шелк. Помимо материалов в этом разделе выставки представлены фильмы о технике создания туфель.
В секции «Географические влияния» показана обувь, вдохновленная путешествиями Бланика по миру и его впечатлениями об Англии, Италии, Японии, Африке, Испании, а также России, а также его особенной любовью к личности Екатерины Великой.
Раздел «Природа» представляет собой коллекцию туфель, на создание которых Бланика вдохновил мир ботаники: он включает в узоры цветы, клубнику, листья пальмы, кактусы. Дизайнер одинаково восхищается морем, кораллами, скалами и животным миром, в том числе лошадьми и пантерами, чьи формы отражены в некоторых его туфлях.
В секции «Архитектура и искусство» выставлены туфли, вдохновением для которых послужили архитектурные памятники, литература, кино или живописные произведения Франсиско де Сурбарана и Франсиско де Гойа, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Марка Ротко, Пита Мондриана и Александра Колдера и скульпторов Генри Мура и Барбары Хепуорт.
Всего на выставке представлено более 200 туфель и 30 авторских рисунков из архива Маноло Бланика.
Вошедшие в экспозицию рисунки – это не просто скетчи, а независимые произведения искусства, выполненные акварелью и карандашом. Бланик рисует туфли уже после того, как работа над ними полностью закончена. Для своих скетчей он выбирает только несколько изделий из коллекции и рисует их графический портрет, в некоторой степени преобразовывая в идеалистический вариант туфель. В конечном счете рисунки отражают личность талантливого и впечатлительного художника, который добивается совершенства линий и форм в ясной, легкой манере рококо и использует яркую и смелую цветовую палитру, никогда не теряя чувства меры.
Кураторы выставки – Татьяна Бабошина, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа и Кристина Каррильо де Алборнос, Испания.