O in Italia.

Дата и время мероприятия: 
четверг, 6 июня, 2019 - 19:00
Адрес: 
ул Графтио, 2 Б
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Россия

O IN ITALIA: светская музыка Италии XIV века.

В XIV веке в Италии произошел музыкальный взрыв. Насколько скудны наши знания об итальянской музыке предшествующего столетия, настолько же мощный корпус подлинных шедевров и – о чудо! – имен композиторов оставило нам итальянское Trecento. Так, в честь всего XIV века называют эпоху, в которую расцвел стиль Ars Nova, «новое искусство», как его окрестил французский композитор и теоретик Филипп де Витри (1291 – 1361). Впрочем, с астрономическим календарем музыкальное Trecento не совпадает: первые дошедшие до нас итальянские нотные рукописи датируются 1340-ми годами, последние блистательные образцы стиля – как и крупнейший манускрипт с музыкой Trecento, Squarcialupi Codex – были созданы в 1520-е.
Музыку итальянского Trecento ни с чем не спутать, ее черты очень узнаваемы: виртуозные пассажи и длинное дыхание, хитроумные ритмы и полифоническая изобретательность, всплески удивительных гармоний и мелодические фигуры, кочующие от автора к автору. Чтобы проявить черты этого лица во всем их очаровании, ансамбль средневековой музыки Laterna Magica призвал на помощь великолепных петербургских солисток – Любовь Шаромову, Веру Сласную, Елене Гвритишвили. Безупречное вокальное мастерство, точное представление о стиле и исторические инструменты – органетто, средневековые флейты, романская арфа, виела, гиттерн и псалтериум – служат ключами к музыке, которую слушали, любили и воспевали Данте, Петрарка и Бокаччо.
Название новой программы ансамбля средневековой музыки Laterna Magica «O in Italia» – это первые слова двухголосного мадригала Якопо ди Болонья (fl. 1340 – c. 1386). Об одном из самых ярких композиторов столетия мало что известно: судя по всему, он служил при дворах Висконти в Милане и делла Скала в Вероне, написал как минимум один (и единственный сохранившийся в истории) мадригал на стихи Петрарки, как-то раз участвовал в одном музыкальном конкурсе вместе со старшим товарищем Магистром Пьеро (до 1300 – после 1350), но кто победил – история умалчивает. Оба писали баллаты, мадригалы, каноны-каччи. Эти же жанры развивали их современники и последователи родом из Флоренции: Герарделло, Лоренцо и самый знаменитый из них – Франческо Ландини (c. 1325 – 1397), слепой органист, композитор, поэт и изобретатель новых инструментов. В конце XIV века к сонму флорентийцев (по преимуществу) присоединился фламандец – Иоаннес Чикониа (c. 1370 – 1412), отдавший дань еще более изысканному и сложному стилю Ars Subtilior. В программе прозвучат ключевые произведения всех этих авторов, а также анонимные композиции великой эпохи Trecento.

Исполнители:
Любовь Шаромова – вокал
Елене Гвритишвили – вокал
Вера Сласная – вокал
Екатерина Бонфельд – вокал, средневековые флейты, табор
Ольга Комок – вокал, органетто, псалтериум
Александр Горбунов – виела, виола, гиттерн, зарб
Андрес Измайлов – романская арфа

Ансамбль средневековой музыки LATERNA MAGICA создан в Петербурге в 1998 году. На протяжении 20 лет участники коллектива обучались и продолжают обучаться на мастер-классах ведущих европейских мастеров аутентичного вокала, исполнительства на средневековых флейтах, органетто, фиделе и т.д. и т.п. Ансамбль выступал на крупнейших отечественных и западных фестивалях старинной музыки, гастролировал по России, Беларуси, Украине, в Европе и США. В своем творчестве опирается на вечную изменчивость канонов исторически информированного исполнительства и растет вместе с этим музыкально-философским движением. Наши учителя - Пьер Амон, Пол Хоксбро, Агнета Кристенсен, Марсель Перез, Педро Мемельсдорф, Гильермо Перез, Эндрю Лоуренс-Кинг, Адольфо Брёгг и Патриция Бови, Батист Ромэн и др.
vk.com/laternamagicaspb

Любовь Шаромова – сопрано. Выпускница Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Римского-Корсакова по специальностям оперное пение и дирижирование академическим хором. Лауреат международных конкурсов. Занимается исторически достоверным исполнительством. Участник и руководитель камерных вокальных и инструментальных ансамблей. Участник академии Россини (Италия, Пезаро), музыкальных проектов Фонда Про Арте (Б. Филановский опера «3,4», Дэвид Ланг «Страсти по девочке со спичками», В. Раннев «Синяя борода»). Участник фестивалей Earlymusic (Санкт-Петербург), «Органные вечера в Кусково» (Москва).
Елене Гвритишвили – cопрано. Студентка первого курса вокального факультета Санкт-Петербургской консерватории. Окончила Санкт-Петербургское музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова (факультет хорового дирижирования, класс Федора Леднева). Лауреат Всероссийских конкурсов. В 2018 году была участником образовательной программы Дягилевского фестиваля в Перми. Исполняет старинную музыку в составе петербургского коллектива Choral Collegium Ensemble.
Вера Сласная - альт. Педагог, хоровой дирижёр, исследователь музыки. Выпускница петербургской консерватории, магистрант программы «музыкальная критика» Факультета свободных искусств и наук СПбГУ. Лауреат международных дирижерских и хоровых конкурсов.

Стоимость билета (500 р., без льгот):
Laterna Magica, ссылка для покупки билетов - https://radario.ru/events/450820/tickets

Материалы из архива: